- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 23RS0002-01-2023-007379-91 |
Дата поступления | 21.09.2023 |
Категория дела | О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или ионого структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общес → О прекращении деятельности и исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра |
Судья | Федоров Евгений Георгиевич |
Дата рассмотрения | 05.10.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 21.09.2023 | 12:57 | 21.09.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 21.09.2023 | 16:07 | 22.09.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 21.09.2023 | 16:30 | Административное исковое заявление принято к производству | 22.09.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 21.09.2023 | 16:45 | 22.09.2023 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 21.09.2023 | 17:03 | 22.09.2023 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 29.09.2023 | 10:30 | Назначено судебное заседание | 22.09.2023 | |||||
Судебное заседание | 05.10.2023 | 16:10 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 29.09.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.10.2023 | 12:00 | 29.10.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.01.2024 | 14:10 | 06.02.2024 | ||||||
Дело оформлено | 12.05.2024 | 14:17 | 12.05.2024 | ||||||
Дело передано в архив | 12.05.2024 | 14:17 | 12.05.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Зайцева Виктория Александровна представитель Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Лыкова Маргарита Дмитриевна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Павлиди Нина Сергеевна представитель Министерства Юстиции Российской Федерации | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Управление Министерства юстиции РФ по КК | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Фонд Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г.Сочи |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Частная жалоба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Краснодарский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 06.02.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 06.02.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Краснодарский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 12.03.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 12.03.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 3* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Краснодарский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 12.03.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 12.03.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 4* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Четвертый кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 10.07.2024 | ||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 10.07.2024 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Дело № 2а-6843/2023
УИД 23RS0002-01-2023-007379-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Сочи
Мотивированное решение изготовлено: 16 октября 2023 года.
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Федорова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стяжковой Д.А.,
при участии:
представителя административного истца – Управления Министерства юстиции Виковской И.Н., действующей на основании доверенности;
представителя административного ответчика - Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г.Сочи Зайцевой В.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Фонду Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи о ликвидации юридического лица
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в Адлерский районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к Фонду Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи о ликвидации юридического лица, в котором просит: ликвидировать Фонд Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административные исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. В период с 19.07.2023 по 15.08.2023 в связи с поступлением в Управление Минюста России по Краснодарскому краю (далее - Управление) требования Прокуратуры Краснодарского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (исх. № 7/2-376-2023 от 07.07.2023, вх. № 13266 от 10.07.2023), на основании подпункта 4 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», руководствуясь статьями 10, 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, абзацем 5 подпункта б) пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (ред. от 19.06.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», Управлением, на основании соответствующего Распоряжения от 14.07.2023 № 1226-р, была проведена внеплановая выездная проверка Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи с целью установления соответствия деятельности юридического лица, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период деятельности с 19.07.2020 по 18.07.2023.
По результатам внеплановой выездной проверки, согласно акту проверки органом государственного контроля юридического лица от 15.08.2023 № 44, Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации. Выявленные нарушения были квалифицированы как грубые, поэтому повлекли необходимость обращения в суд с настоящим иском.
Административный истец – представитель Управления Министерства юстиции Виковская И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме. При этом указала, что по результатам внеплановой выездной проверки, согласно акту проверки органом государственного контроля юридического лица от 15.08.2023 № 44, установлено, что в своей деятельности Фонд допускает нарушения действующего законодательства при расходовании средств Фонда, установлены многочисленные факты нецелевого использования денежных средств. Указанные в ходе проверки Фонда нарушения относятся к неустранимым, то есть которые невозможно устранить законным и допустимым способом, поэтому являются достаточными для принятия решения о ликвидации юридического лица.
Административный ответчик – представитель Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г.Сочи Зайцева В.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просила отказать в полном объеме по доводам, изложенными в письменных возражениях и дополнениям к ним. Также она указала, что основания для ликвидации Фонда не доказаны административным истцом, а выявленные нарушения, по ее мнению носят устранимый характер. Так, ведение учетной политики Фондом, ведение кассовой книги, выдача денежных средств подотчетному лицу, заключение договора безвозмездного пользования помещением на жилое помещение, выдача беспроцентных займов, а то обстоятельство, что Устав Фонда противоречит действующему законодательству могут быть реализованы посредством обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, что намерен реализовать ответчик, однако не имеет возможности в связи с принятыми судом мерами. Кроме того, административное исковое заявление подано с нарушением требований закона. Грубые нарушения Фондом не совершались, а доказательства обратного административным истцом не представлены.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска с учетом.
Установлено, что решение о государственной регистрации Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи (далее - Фонд) принято 27.07.2011, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю №, сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 03.08.2011 за ГРН №. Изменения и дополнения в учредительные документы внесены 20.07.2017 за ГРН № и 03.03.2020 за ГРН №.
Лицом, действующим от имени Фонда без доверенности, является генеральный директор. Как следует из протокола заседания собрания учредителей от 24.07.2020 № 2-2020 генеральный директор на срок полномочий 5 (пять) лет избран Эксузян Сурен Арутюнович, сведения о котором 03.03.2020 внесены в ЕГРЮЛ.
Фонд действует на основании устава, утвержденного решением собрания учредителей от 04.02.2020 № 1-2020.
В связи с поступлением в Управление Минюста России по Краснодарскому краю (далее - Управление) Требования Прокуратуры Краснодарского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (исх. № 7/2-376-2023 от 07.07.2023, вх. № 13266 от 10.07.2023), на основании подпункта 4 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», руководствуясь статьями 10, 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, абзацем 5 подпункта б) пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (ред. от 19.06.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», Управлением, на основании соответствующего Распоряжения от 14.07.2023 № 1226-р, в период с 19.07.2023 по 15.08.2023 была проведена внеплановая выездная проверка Фонда Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи с целью установления соответствия деятельности юридического лица, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период деятельности с 19.07.2020 по 18.07.2023.
Фондом нарушены требования пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ (ред. от 24.07.2023) «Об аудиторской деятельности» в части обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей. Комиссией по проведению проверки установлено поступление в Фонд имущества, в том числе денежных средств, за 2021 год, и 2022 год превышающее 3 миллиона рублей.
Вместе с тем, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Фондом не проведен.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бухгалтерский учет ведется в общеустановленном порядке. В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету». Установлено, что учетная политика Фондом принималась (01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023) в нарушение требований п. 12 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также выявлены факты систематического нецелевого расходования подотчетных сумм денежных средств. Так, к авансовому отчету от 31.12.2022 № 4 приложен кассовый чек на алкоголь (шампанское - игристое вино ЗГУ «Кубань» Таманский полуостров «брют» на сумму 499,90 руб. чек от 30.12.2021), одежду (штаны пляжные мужские на сумму 2199,00 руб., плавки - бокс классические мужские на сумму 2799,00 руб. чек № 3756 от 10.12.2022 г. Москва магазин «Calzedonia», рубашка на сумму 1299,00 руб. чек № 0021 от 16.12.2022 г. Москва магазин ТРЦ «Охотный ряд») на общую сумму 6796,90 руб. Кроме того, в авансовых отчетах приложены чеки, в которых Фонд произвел следующие оплаты: товарный чек от 03.09.2021 на покупку бастурмы, суджука на сумму 3448,00 руб., чеки АО «Тандер» от 28.12.2021 на сумму 3382,85 руб. - креветки тигровые и от 22.09.2021 на сумму 1031,99 руб. - креветки тигровые, кафе чек № 0041 от 06.12.2022 на сумму 3006,00 руб. (например, дорадо на гриле), кафе - ресторан чек 07.12.2022 на сумму 2861,00 руб. (например, крабовый микс - салат, кольца кальмаров), кафе - ресторан чек от 08.12.2022 на сумму 4281,00 руб. (например, покупка блюда салат авокадо - гриль с креветками и овощами, Мурманская треска), кафе - ресторан чек от 10.12.2022 на сумму 4266,00 руб. (например, салат авокадо - гриль с креветками и овощами), кафе - ресторан чек от 11.12.2022 на сумму 4638,00 руб. (например, стейк из лосося на гриле, дорадо на гриле), кафе - ресторан чек от 12.12.2022 на сумму 6242,00 руб. (например, камбала по - сицилийски на гриле, икра кеты (Камчатка), пивной напиток), кафе - ресторан чек от 13.12.2022 на сумму 4081,00 руб. (например, дорадо на гриле), кафе - ресторан чек от 14.12.2022 на сумму 4622,00 руб. (например, оплата блюда - осьминог на гриле с картофелем, кольца кальмара, салат авокадо - гриль с креветками и овощами), кафе - ресторан чек от 21.12.2022 на сумму 3724,00 руб. (например, покупка блюда салат авокадо - гриль с креветками и овощами). Проживание в отеле Continental Hotel Гаранина Эдуарда (не является учредителем, штатным работником Фонда) с 15.12.2022 по 17.12.2022 (чек от 17.12.2022 на сумму 29400,00 руб.). Итого, общая сумма составляет 74983,84 руб.
Также, в приложении к авансовому отчету от 31.12.2022 содержатся чеки, не находящие своего подтверждения, на сумму 5990,00 руб., заказ на сумму 16000,00 руб., назначение платежа «оплата заказа» на сумму 446,00 руб., 4594,00 руб., 1164,00 руб., а также содержатся кассовые чеки супермаркетов г- Москвы на общую сумму 22463,26 руб. Итого, общая сумма составляет 50657,26 руб.
В авансовом отчете от 04.08.2022 № 2 содержатся товарные чеки на покупку бутылей СКО 10 литров (для производства вина) в количестве 90 штук от 08.07.2022 на сумму 68850,00 руб., 110 штук от 08.07.2022 на сумму 84150,00 руб., стеклобанки и транспортные услуги на сумму 16819,00 руб. Итого, общая сумма составляет 169819,00 руб.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании, что свидетельствует о нарушении ответчиком п. 1, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О некоммерческих организациях», когда указанные денежные средства расходовались не на достижение уставных целей Фонда и соответственно, являются нецелевыми расходами.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с п. 4.1 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовые операции должны оформляться приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. В постановлении Роскомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» даны указания, касающиеся применения и заполнения приходных кассовых ордеров (форма № КО-1), расходных кассовых ордеров (форма № КО-2). Так, в приходном кассовом ордере в строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции. В расходном кассовом ордере в строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции, по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
В судебном заседании, таким образом нашло свое подтверждение, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в приходных кассовых ордерах, расходных кассовых ордерах за проверяемый период с 19.07.2020 по 18.07.2023 отсутствует информация о том, кому выданы денежные средства (ФИО), основание выдачи (принятия), подпись лица, получившего денежные средства, в приходных кассовых ордерах по строке «Приложение» не перечислены прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
Согласно п. 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» выдача денег подотчетному лицу оформляется на основании приказа или иного распорядительного документа руководителя Фонда либо письменного заявления работника. В заявлении должна быть указана сумма к выдаче и срок, на который выдаются деньги. Кроме этого, необходимо указать цель, на которую необходимы подотчетные средства с тем, чтобы обосновать факт того, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью Фонда. Приказ должен быть подписан руководителем и содержать дату и регистрационный номер (письмо ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1- 1-ОЭ/2064). Срок выдачи подотчетных средств устанавливается локальным актом Фонда. По истечении срока, на который выдавались средства, подотчетное лицо обязано отчитаться и/или вернуть остаток денег Фонду. Однако, в нарушении указанных норм законодательства в Фонде не определен срок, в течение которого подотчетное лицо обязано предъявить главному бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Таким образом, в судебном заседании были исследованы документы, представленные истцом, согласно которым в нарушение вышеуказанных норм подотчетному лицу предоставлялись денежные средства без оформления распорядительного документа либо письменного заявления.
Кроме того, на проверку были представлены и исследованы в судебном заседании авансовые отчеты за проверяемый период, анализ которых в действительности неопровержимо свидетельствует о злоупотреблении со стороны руководителя Фонда при распоряжении денежными средствами юридического лица.
Изученные в судебном заседании бухгалтерские документы, представленные истцом, согласно которым «предыдущий аванс» - остаток» согласно авансового отчета № 12 от 31.07.2020 составил 19 227919,68 руб., «предыдущий аванс» - остаток» согласно авансового отчета № 29 от 31.12.2020 составил 16 669 686,96 руб., «предыдущий аванс» - остаток» согласно авансового отчета № 32 от 30.09.2021 составил 13 334 891,43 руб., «предыдущий аванс» - остаток» согласно авансового отчета № 1 от 10.01.2022 составил 13 080 679,24 руб., «предыдущий аванс» - остаток» согласно авансового отчета № 4 от 31.12.2022 составил 10 828 338,03 руб., «остаток» по итогу израсходованных сумм составил 10 912 762,74 руб. (согласно авансовому отчету № 4 от 31.12.2022) свидетельствуют о том, что остаток денежных средств в Фонде по кассовым ордерам не возвращался, что свидетельствует о том, что руководитель Фонда распоряжался наличными денежными средствами Фонда в крупном размере без надлежащего оформления соответствующих документов.
В нарушение ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023), устанавливающей, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Управлением установлено, что, Фондом ежегодно заключался договор безвозмездного пользования помещения (06.10.2019, 04.10.2020, 02.10.2021, 01.10.2022) на жилое помещение: пгт. Сириус, ул. Хадыженская, д. 28, для осуществления деятельности Фонда и расположения его руководящего органа, сведения о котором внесены в единый государственный реестр юридических лиц.
Также нашел свое подтверждение в судебном заседании довод истца, согласно которому по месту нахождения Фонда, со стороны его представителей было оказано противодействие проведению внеплановой выездной проверки Фонда, а именно противодействие осуществлению контрольно - надзорного мероприятия, предусмотренного п. 10.1 распоряжения - осмотру используемого юридическим лицом при осуществлении его деятельности здания, строения, сооружения, помещения. При этом следует учесть характер указанного противодействия и сам способ избежание проверки - иное судебное разбирательство.
Наряду с иными фактическими обстоятельствами, установленными в судебном заседании данный факт позволяет признать, что у фонда отсутствовал офис. При этом является очевидным, что предложенный ответчиком в судебном заседании, а также в ходе проверки вариант размещения, с учетом его характеристик было оборудовано исключительно в целях прохождения проверочных мероприятий и таковым, по сути, не являлось.
В соответствие с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями. Установлено, что на счет Фонда в филиале ПАО «Сбербанк» Центральное ОСБ № 1806 поступали денежные средства с назначением платежа «Возврат средств согласно договору беспроцентного займа». Указанные сведения и доказательства в виде бухгалтерских документов были проверены в судебном заседании, нашли свое подтверждение, в связи с чем суд считает установленным факт осуществления фондом деятельности по выдаче беспроцентных займов. Это обстоятельство свидетельствует о верности проверочных мероприятий, а также доводов истца, согласно которым Фонд в действительности выходит за пределы специальной правоспособности, так как выдача займов не соответствует целям деятельности Фонда, определенных разделом 3 Устава, и не направлена на их достижение, что противоречит требованиям данной нормы закона.
Также в судебном заседании посредством изучения уставной документации административного ответчика было установлено, что устав Фонда противоречит действующему законодательству.
Так в нарушение п. 2 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» пункт 2.1 устава содержит указание на основные цели, но не содержит указания на дополнительные; несмотря на то, что в соответствии п. 1, п. 2 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, а порядок регулярных поступлений от учредителей определяется Уставом некоммерческой организации, в нарушение данной нормы закона раздел 3 Устава не предусматривает в качестве источника формирования имущества некоммерческой организации регулярные и единовременные поступления от учредителей. Кроме того, пункт 1.21. Устава противоречит требованиям абз. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в части обязательности проведения ежегодного аудита лишь в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей; пункт 10.1 Устава противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации, в связи с чем, изменения и дополнения в Устав Фонда самостоятельно на регистрацию не представляются.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в Уставе. В нарушение указанной нормы закона символика Фонда не описана в Уставе, однако используется на печатях и бланках Фонда.
Пункт 5.2. Устава Фонда закрепляет, что к исключительной компетенции Собрания учредителей относится вопрос об определении принципов образования и использования имущества Фонда. В соответствие с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями. По результатам исследования доказательств, представленных административным истцом, было установлено, что в нарушение указанной нормы закона и положения Устава, высшим органом управления Фонд в проверяемый период решения по обозначенному вопросу не принимались.
Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства, согласно которым в своей деятельности Фонд допускает нарушения действующего законодательства при расходовании средств Фонда, в том числе установлены многочисленные факты нецелевого использования денежных средств. Анализ указанных нарушений, несмотря на позицию и объяснения, а также представленную документацию, позволяет признать отнести эти нарушения к неустранимым законным способом.
Судом также были исследованы доказательства и доводы, представленные представителем ответчика, связанные с нарушением процессуальных прав в период производства проверки, а также тенденциозным отношением непосредственно к ответчику и предмету проверки.
Изучив эти доводы, суд считает, что они не могут быть признанными существенными, равно как и исключить обоснование административного иска и доказательства, представленные истцом.
Заявления истца о незаконности проведения внеплановой проверки носят, очевидно, надуманный характер с учетом имеющегося в деле требования прокуратуры Краснодарского края и дублирующего ведомственного поручения. Принятие мер ответчиком, связанных с обжалованием требования и поручения о проверке не являлись и не могли являться основанием для отмены или приостановления проверочных мероприятий.
Доводы ответчика, связанные с принятием им мер, направленных на исправление выявленных нарушений, в том числе, посредством проведения аудита, а также документация, свидетельствующая о заключении соответствующего договора с организацией не могут свидетельствовать об исправлении нарушений с учетом характера этих нарушений и наступивших последствий.
Кроме того, намерения ответчика связанные с внесением изменений в уставные документы, сами по себе указывают не столько о намерениях изменения и исправлении последствий, сколько о принятии мер, направленных на затруднение доказывания по настоящему производству и избежания ответственности и последствий.
Представленная ответчиком финансовая документация (платежные поручения, связанные с благотворительной помощью и возврат подотчетных средств) не только не опровергают обоснования административного иска, но и свидетельствуют об обоснованности, как самой инициативы проверки организации, так и ее результатов.
Согласно абз. 4 п. 26, абз. 1 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым следует отнести нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Указанные нарушения, допущенные Фондом, установлены.
Нарушение основного принципа осуществления своей деятельности влечет за собой причинение прямого ущерба обществу и государству, так как представленные полномочия Управлению по осуществлению контроля не могут быть реализованы, что не позволяет в полной мере контролировать деятельность некоммерческих организаций, в том числе по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В судебном заседании были установлены такие нарушения.
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 4) в других случаях, предусмотренных законом.
С учетом изложенного, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Фонду Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи о ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Ликвидировать Фонд Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине г. Сочи и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Е.Г. Федоров
